Прибыль от реализации продукции зависит от четырех факторов: объема реализации продукции; ее структуры; себестоимости; уровня среднереализационных цен.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно определить, используя данные табл. 2.12.
Таблица 2.12 Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс.руб.
Показатель | План | Факт | Отклонение | |
Сумма | В % | |||
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС и других отчислений из выручки (В) | 107431 | 106140 | 1291 | 1,2 |
Полная себестоимость реализованной продукции (З) | 102735 | 100516 | 2219 | 2,1 |
Прибыль от реализации продукции (П) | 4696 | 5624 | 928 | 19,7 |
План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 928 тыс. руб. (5624-4696) или на 19,7 %. Основная причина перевыполнения суммы прибыли от плана лежит в себестоимости продукции, которая ниже плановой на 1952,2 тыс. руб. Уменьшение себестоимости по факту произошло за счет уменьшения доли заработной платы в статье затрат на 5,2 % и уменьшения реализации продукции. Как говорилось ранее у предприятий конкурентов цена автопоезда-лесовоза дешевле, поэтому чтобы снизить свою себестоимость заводу пришлось уменьшить долю заработной платы.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1. показатели, характеризующие прибыльность продаж;
2. показатели, характеризующие окупаемость издержек производства
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) – отношение прибыли от реализации продукции к сумме затрат по реализованной продукции:
Rоб =Ппр/Врп, (2.18)
где Прп – прибыль от реализации продукции;
Врп – выручка от реализации продукции.
Rз= 5624/100516=0,06= 6 коп.
Предприятие имеет прибыли 6 коп. с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
Рентабельность продаж (оборота) – отношение прибыли от реализации продукции к сумме полученной выручки:
Rоб = 5624/106140 =0,05 = 5 коп.
Предприятие имеет прибыли 5 коп. с рубля продаж, т.е. 5%
Отсюда можно сделать вывод, что эффективность производственной и сбытовой деятельности очень низкая.
МЕРОПРИЯТИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА Перейти на страницу: 1 2