Cforf.ru

Виды организаций и управление ими

Особенности развития российского лизингового рынка

Такой финансовый инструмент, как лизинг, все активнее входит в сферу российской экономики. Он позволяет приобретать без значительных первоначальных единовременных финансовых затрат дорогостоящее имущество и, уже используя его, постепенно производить окончательные расчеты. В настоящее время существует огромная потребность в инвестициях в основные средства промышленности и социальной сферы. Устаревший парк требует незамедлительного обновления: уровень износа машин и оборудования составляет 63,4%, а транспортных средств – 57,5%. При ограниченных финансовых ресурсах предприятия вынуждены вместо обновления парка отвлекать средства на ремонт. Поэтому лизинг является одним из наиболее привлекательных и перспективных способов приобретения основных средств.

Наибольшим успехом на рынке лизинговых услуг пользуются автотранспортные средства, строительная и дорожная техника, телекоммуникационное оборудование, сельхозтехника. Значительную долю составляет оборудование для горнодобывающей, нефтяной и газовой промышленности. Особенно интенсивное развитие получил лизинг автотранспорта.

По оценке группы по развитию лизинга МФК, объем лизинговых операций в 2007 г. составил 1,7 млрд. дол., т.е. около 50 млрд. рублей (рисунок 2.1). Общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2007 г. составил 1599,5 млрд. рублей; доля лизинга в общих инвестициях в России приближается к 3%. Если опираться на данные Госкомстата России, которые многие эксперты считают заниженными, то этот показатель составляет около 1% (рис. 2.2).

Группа по развитию лизинга МФК считает, что в связи с повышением внутреннего спроса на лизинговые услуги и благоприятными изменениями в законодательной налоговой базе доля лизинга в общем объеме инвестиций может возрасти до 4%. Значительно увеличилось и число лизинговых компаний. Если до 17 августа 1998 г. был зарегистрирован 21%, то после кризиса – 79% общего числа компаний.

Рисунок 2.2 – Темпы роста рынка лизинговых услуг

В 2008 г. объем профинансированных средств по договорам лизинга лизинговыми компаниями России составил более 1700 млн. дол. Это 148% аналогичного показателя прошлого года. Общий же объем рынка (с учетом авансов лизингополучателей, доходов лизинговых компаний) агентство «Эксперт РА» оценивает в 2,5 млрд. дол.

История развития российского лизинга имеет национальные особенности. Первая особенность — отличие лизинга в России и в странах Запада. Если там лизинг обычно сочетает черты аренды и кредита, то у нас он чаще похож на специфический инструмент проектного финансирования.

Вторая особенность многообразие направлений в лизинге. Лизинговые компании создавались различными структурами, имели разные предпосылки образования, поэтому и практика работы, психология у них разная. Можно выделить пять типов компаний, которые в лизинговом бизнесе активно действуют в России в соответствии с их ориентацией:

1) на банки;

2) на иностранных учредителей;

3) на поставщиков оборудования;

4) на государство;

5) на отечественные промышленные группы.

Грани между этими типами быстро размываются. Компании выходят за пределы «родительских» структур, все чаще позиционируют себя как универсальные. Так, если изначально многие лизинговые компании создавались при банках, то сейчас они создают при себе финансовые институты, чтобы предоставлять более полный спектр услуг клиентам, например «РТК-Лизинг» приобрела Русский индустриальный банк.

Сегодня лизинг признан на государственном уровне основным инструментом для развития таких отраслей, как производство телекоммуникационного оборудования, автотранспорта, сельскохозяйственной продукции, авиатехники. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6