Суть данного задания состоит в определении конкретных фирм и степени остроты конкуренции этих фирм с базовой фирмой.
Этот проблема решается путём сопоставления рыночной доли базовой фирмы с рыночной долей каждой из фирм, которые работают на рассматриваемом рынке.
Возможные отношения рыночных долей находятся в интервале, который может быть разбит на подинтервалы по степени остроты и конкурентной активности, проявляемыми фирмами.
Пять подинтервалов представлены в таблице 8.
Таблица 8 Подинтервалы возможных отношений рыночных долей
Расчётные подинтервалы | Диапазон изменения соотношения рыночных долей фирм | Степень остроты конкуренции фирм | Инициаторы конкуренции на рынке |
1 | 0 - 0,5 | Практически нулевой | - |
2 | 0,51 - 0,75 | Слабая с возможным ростом | Фирма-конкурент |
3 | 0,76 - 1,35 | Гранично острая | Обе фирмы |
4 | 1,36 - 1,75 | Слабая с возможным угасанием | Базовая фирма |
5 | 1,76 - 2 больше | Практически нулевая | - |
Для решения задания необходимо найти соотношения рыночных долей фирм KD по формуле: где
- рыночные доли фирм А, Б, В и Г соответственно, %;
Полученные результаты записываются в таблицу 9, где указываются также фирмы-инициаторы конкурентной борьбы на рынке.
Таблица 9 Выявление конкурирующих фирм
Фирмы | Соотношения рыночных долей фирм | Фирма – инициатор конкурентной борьбы |
А-Б | 0,5 | - |
А-В | 1,0 | обе фирмы |
А-Г | 0,53 | фирма - конкурент |