Второй этап (с середины 1995 до 2001 г.) – самый противоречивый в развитии ГСЗ. С одной стороны, этот период отличался высокой интенсивностью деятельности ее органов, готовых реализовать потенциал, накопленный в предшествующие годы; с другой – ГСЗ реально приходилось работать в условиях жестких финансовых ограничений вследствие глубокого кризиса, с которым столкнулся ГФЗ, прекращения помощи международных финансовых институтов, сокращения поступлений из региональных бюджетов. Развитие службы постепенно начало приостанавливаться, а накопленный ею потенциал – обесцениваться.
Нынешний этап (с 2001 г.) характеризуется кардинальным изменением финансирования как самой ГСЗ, так и всей системы защиты от безработицы.
Во-вторых, современная Федеральная служба по труду и занятости призвана осуществлять функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Совместно с различными министерствами, общественными фондами, работодателями служба организует и реализует проекты по содействию гражданам в поиске подходящей работы, проводит курсы переобучения, повышения квалификации и т.д. Функционирование деятельности службы финансируется за счет бюджетов различных уровней.
В-третьих, как мы определили, нет методики оценки эффективности деятельности государственной службы. Об ее эффективности можно судить по косвенным показателям: уровень безработицы, число зарегистрированных безработных, число обученных и т.д. В профессиональном обучении как формы помощи в трудоустройстве безработных служба занятости не только в первую очередь, но и в целом выступает главным образом как организатор обучения.
Приложение 1
Сводные показатели профессионального обучения безработных
Год | Общая численность закончивших обучение, тыс. человек | В том числе по категориям образовательных учреждений, в % от общей численности | |||||
на учебно-производственных базах организаций и на рабочих местах | в учрежде-ниях начального профобразования | в учреж-дениях среднего профобразования | в учреж-дениях высшего профобразования | в учебных центрах службы заня-тости | в других учреж-дениях дополни-тельного профобразования | ||
2001 | 288,2 | 31,0 | 21,5 | 13,9 | 16.7 | 16,9 | |
2002 | 342.0 | 19.1 | 21.9 | 8,5 | 5.6 | 17,5 | 27,9 |
2003 | 365.3 | 16.5 | 22,8 | %2 | 4,4 | 18.9 | 29.2 |
2004 | 361,1 | 14,7 | 23,1 | 8.5 | 4,3 | 19,4 | 30.1 |
2005 | 359,4 | 13,6 | 23,2 | 8.8 | 4,5 | 19,2 | 30,7 |
2006 | 314.7 | 12.9 | 25,3 | 8.6 | 4,2 | 17.2 | 31.8 |
2007 | 293.6 | 13,0 | 25,2 | 9,0 | 4.1 | 16,3 | 32.4 |
2008 | 252.0 | ||||||
По рабочим профессиям | |||||||
2004 | 269.8 | 15,9 | 28,6 | 7,5 | 22 | 17,1 | 28.6 |
2005 | 263.0 | 14,6 | 29,3 | 8.0 | 2.4 | 17,0 | 28.6 |
2006 | 230,6 | 13.5 | 31,8 | 7,7 | 2.1 | 15,0 | 29.9 |
2007 | 221,6 | 13,2 | 31,4 | 8.1 | 2,1 | 14,6 | 30.6 |
2008 | |||||||
По специальностям | |||||||
2004 | 91.3 | 11.1 | 6,6 | 11,3 | 10,5 | 26,1 | 34.5 |
2005 | 96.4 | 10,8 | 6,8 | 11.0 | 10.2 | 25,1 | 36,1 |
2006 | 84.0 | IU | 7,4 | 11,1 | 10,2 | 23.3 | 36,9 |
2007 | 72.0 | 112 | 6.3 | 11.8 | 10.2 | 21,5 | 37.9 |
2008 |