Cforf.ru

Виды организаций и управление ими

Сравнительный анализ современных направлений с классическим направлением менеджмента

На основании изученной литературы мы можем заключить, что не существует единой теории менеджмента, но, тем не менее, различные направления объединяют общие цели и направления развития. Поэтому для начала сравним классическое и современное направление менеджмента в целом (см. табл. 3.1).

Таблица 3.1

Сравнение стилей управления в классической теории и в современных направлениях

Классическая теория управления

Современный менеджмент

Малое количество крупных организаций – нет жесткой конкуренции

Большое количество крупных организаций (как коммерческих, так и некоммерческих)

Относительное небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена

Большое количество руководителей всех уровней

Управленческая работа зачастую не выделялась отдельно и не отделялась от неуправленческой деятельности

Четко выделены управленческие функции

Малое количество людей способных принимать важные для организации решения

Большое количество людей способных принимать важные для организации решения

Упор на интуицию и приказ

Упор на рациональность и коллективную работу

Сбыт готового товара

Создание товара, необходимого потребителю

Работники выполняют исключительно свои специализированные функции

Работники вовлечены в процессы обучения, принятия решений, внесения предложений

Источник: Миллер Н.В. Богославец Т.Н. История менеджмента. – Омск: Омский государственный технический университет, 2001. – С. 22.

Рассмотрим недочеты в теориях каждой из школ, формирующих классическое направление менеджмента.

Научный менеджмент не признавал различия между индивидами, не допускал самостоятельность в принятии решений работниками и противился идее привнесения работниками каких-либо инноваций в производственный процесс Кроме того, Тейлор подчеркивал превосходство количественных параметров над качественными, что не соответствует современной практике менеджмента Административная школа допускала практически все те же ошибки Разработанный ею процессный подход не учитывал множество элементов системы, а также изменения окружающей среды. Исправив данный недочет в своей концепции, школа человеческих отношений недостаточно проработала остальные аспекты деятельности организации, тем самым нарушив основу широко применяемого сегодня системного подхода.

Школа управленческой науки, как мы уже упоминали в первой главе, разработала системный и ситуационный подход. Эти два подхода по отдельности мало чем могут помочь современному менеджеру, поэтому необходимо их сочетать, что и практикуется в большинстве современных моделей.

Каждая из школ менеджмента привнесла что-то свое в современную теорию. Научный менеджмент и административная школа, во-первых, сформировали научный подход к менеджменту Во-вторых, благодаря им заговорили об анализе способов выполнения работ с целью совершенствования организации И наконец, заслугой научного менеджмента является тезис об оплате труда как важнейшего средства мотивации работников.

Школа человеческих отношений предложила активно использовать в управлении межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника. Очевидно, что в современном менеджменте не обойтись без качественных коммуникаций. Для многих японских моделей управления школа человеческих отношений вообще стала основой, укрепившей понимание важности исследования поведения людей в организациях Западные концепции же наиболее активно заимствовали идеи мотивации и лидерства

Школа управленческой науки подарила миру многочисленные количественные методы, первой заговорила о важности моделирования и ЭВМ Сегодня количественные измерения при принятии решений используют фактически все направления менеджмента, особенно системы управления качеством.

Системный подход нашел отражение в бережливом производстве, управлении качеством: в каждой из них организация рассматривается как система, состоящая из взаимосвязанных частей. И для эффективного улучшения ее деятельности необходимо уделять внимание каждому элементу системы. Перейти на страницу: 1 2 3